Кто такой главный бухгалтер?
Главный бухгалтер – это финансовый гуру, ответственный за сдачу кучи отчетов государству, контролирующий и фиксирующий каждую копеечку предприятия.
Но кто может быть главным бухгалтером в ООО?
У вас есть предприятие в Москве, которое работает и попадает под понятие средний или малый бизнес. Или же, Вы только решили открыть свое дело и тогда Вы еще микропредприятие. Конечно, нужно избежать проблем с налоговыми органами, трудовыми инспекциями и так далее. Для этого нам нужно нанять главного бухгалтера.
Для того, чтобы правильно оформить эту процедуру необходимо внимательно ознакомиться с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с ним, ведение бухгалтерского учета юридическим лицом организуется его руководителем (ч.1 ст.7). Поскольку мы являемся субъектами малого и среднего предпринимательства, законодатель разрешает возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета на руководителя.
В ч. 3 п. 7 Закона, установлено, что руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы предпринять следующие действия:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) вести бухгалтерский учет лично;
г) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
Остановимся на каждом пункте более подробно.
Бухгалтерская служба.
Очевидно, что такую службу можно создавать, когда обороты организации выросли настолько, что один человек не может отвечать и заработную плату, и за банк, и за уплату всех налогов. Идеально может подойти для средних предприятий.
Введение в штат должности бухгалтера.
Предположим, что вы только начали свое дело, и должность главного бухгалтера не предусмотрена в штатном расписании – нужно начать с него. Своим приказом необходимо утвердить новое штатное расписание, учесть в нём его ставку и указать, что он будет единственным и уникальным.
Если при начале своей деятельности при создании организации мы возложили обязанности главного бухгалтера на руководителя – то нужно прекратить действие такого приказа. Проще говоря, издать новый приказ и обязательно указать в нем такую информацию:
«В связи с введением в штатное расписание должности главного бухгалтера (с приемом работника на должность главного бухгалтера) с такого-то числа снять обязанности главного бухгалтера с ФИО (руководителя)»
Если возложение обязанностей главного бухгалтера на руководителя было отражено в трудовом договоре с директором, то необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору.
Ну и, соответственно, оформить приказом, трудовым договором работника, который будет выполнять обязанности главного бухгалтера.
Также, стоит продумать доверять ли бухгалтеру право подписи первичных, банковских документов, а также направления декларации в налоговый орган. Если Вы хотите контролировать работу бухгалтера, то лучше оставить право подписи за собой.
Вести бухгалтерский учет лично.
Если руководитель решил вести бухгалтерский учет самостоятельно, то достаточно оформить самый простой приказ. Например, такой:
ООО «Копытце»
ПРИКАЗ № 25
г. Москва 11.01.2019
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 21.01.2013 принимаю ведение бухгалтерского учета организации на себя.
Генеральный директор |
|
И.И. Иванов |
И все. Изучив правила ведения бухгалтерского учета самостоятельно, либо на каких-нибудь курсах можете смело исполнять обязанности бухгалтера самостоятельно.
Но бывают ситуации, когда руководителю приходится выполнять обязанности бухгалтера временно, когда бухгалтер находится в обычном отпуске или по уходу за ребенком. В таком случае, должность главбуха есть в штатном расписании. Конечно, директор хочет получать за эту работу некоторое вознаграждение.
В первую очередь нужно сделать дополнительное соглашение к трудовому договору с директором, в котором нужно указать:
- что директор совмещает обязанности по должности главного бухгалтера;
- срок совмещения. Например, на время нахождения главного бухгалтера в отпуске по уходу за ребенком;
- размер доплаты за совмещение.
Теперь нужно составить приказ о совмещении, при этом сведения о выполнении дополнительной работы не нужно отражать в трудовой книжке и карточке директора.
Кстати, если директор занимается этой работой временно, то в день выхода обычного бухгалтера эти обязанности прекращаются автоматически, без оформления каких-либо новых документов.
Соответственно, и подписывать документы и отчетность будет удобно – достаточно только ручки и самого документа, либо электронного аналога подписи.
Передать ведение бухгалтерии профессионалам на аутсорсинг
Очень выгодный способ. Ведь часто малые предприятия стараются оптимизировать свою прибыль и сократить расходы. Если есть возможность платить всего 20 тысяч, то понятно, что опытный и матерый бухгалтер на такую зарплату не пойдёт. Нужно учитывать, что за бухгалтера, как за своего работника нужно платить страховые взносы, отчисления, оплачивать больничный лист.
При этом, часто бывает, что бухгалтер не получает полной нагрузки, ведь обороты небольшой компаний маленькие. Получается, что заработная плата начисляется бухгалтеру за то, что он проводит время в социальных сетях.
Аутсорсинговые компаний, как правило, несут ответственность за свою работу и заинтересованы в качественном выполнении работы, чтобы вы не пошли к конкуренту.
Надеемся, что у вас больше не возникнет вопроса, кто может быть главным бухгалтером организации.
Автор: Кузавкова Н.Н.
БухгалтерРядом.рф
Бухгалтерские услуги, аутсорсинг, Москва.